Праздник Смоленской иконы Божьей Матери

Праздник Смоленской иконы Божьей Матери

Праздник Смоленской иконы Божьей Матери

Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с древнейших времен. По Церковному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке, правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток, реже - книгу.

Предполагается, что из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда ‑ во Влахернский храм Константинополя.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 г. свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло её название "Одигитрия". Так святыня впервые попала на Русь.

Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII века перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".
В XIV веке Смоленск перешел во временное владение Литовских князей. Вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. В 1398 г. она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в Новодевичьем монастыре, который был основан в память возвращения Смоленска в состав русских городов. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. Предание гласит, что в 1238 г. по гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов.

Считается, что молитвы верующих перед "Одигитрией Смоленской" помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 г. после 110 лет литовского владычества.

Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа (28 июля по старому стилю) было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России. С тех пор в честь "Одигитрии Смоленской" ежегодно совершалось всероссийское празднество, которое особенной торжественностью отличалось в Москве, где в этот день при громадном стечении народа проходил крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь.

До 1941 г. древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы, построенном в 1667-1679 гг. Закрытый в 1929 г., Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. в город вошли немецкие войска. Когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

В настоящее время в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы находится другая чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы. В 1602 г. с древней чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром, где она стояла до 1727 г. Потом ее перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую.

В 1802 г. над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обветшавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа. В 1812 г., накануне Бородинской битвы, икону носили по русскому стану, чтобы ободрить и укрепить дух воинов. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец.

Перед оставлением Москвы икона была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 г. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 г., где и установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Празднование в честь Смоленской иконы Богоматери установлено также 7 декабря (24 ноября по старому стилю) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православного русского люда. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30, среди которых наиболее известны икона "Одигитрия-Смоленская" над Днепровскими воротами в Смоленске, "Одигитрия - Устюжская" из Великого Устюга, икона "Смоленская" в Белгороде, икона "Смоленская" из Троице-Сергиевой Лавры, икона "Смоленская-Седмиозерная" из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

В 2006 г. чудотворный Устюжинский список Смоленской иконы Божией Матери был возвращен из Великобритании в Россию. Он помещен в храме Христа Спасителя в центре Москвы.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Праздник Смоленской иконы Божьей Матери" в других словарях:

  • Праздник Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии — Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с древнейших времен. По Церковному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Это поясное… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορταΐτισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы обретение, 13 окт. перенесение в Москву в 1648, в нек рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока.… …   Православная энциклопедия

  • КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895) Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895) (празд. 2 сент., 12 окт.), чудотворная, главная святыня Калужской епархии. Обстоятельства… …   Православная энциклопедия

  • Храмы Санкт-Петербурга — Храмы Санкт Петербурга  список культовых сооружений Санкт Петербурга  православных, католических и протестантских соборов, церквей и часовен, а также синагог, мечетей, дацанов и другое. В Санкт Петербурге 268 конфессий и… …   Википедия

  • Суздаль — Город Суздаль Флаг Герб …   Википедия

  • 15 ноября — ← ноябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс       1 2 3 4 5 6 …   Википедия

  • Религия в Курортном районе Санкт-Петербурга — Население в основной своей массе остаётся атеистичным. Но в последние годы возрождение религии принимает массовый характер и здесь есть свои издержки. Кто дал церкви право говорить от имени Бога? Кто дал право кому бы то ни было провозглашать… …   Википедия

  • Дивеевский монастырь — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Серафимо Дивеевский монастырь Литография с видом Дивеевского монастыря с юго западной стороны (начало XX века) …   Википедия

  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского мона …   Википедия

  • Почитание Пресвятой Богородицы на Руси —    По учению правосл. церкви, почитание Христа неотделимо от почитания Богородицы. Церковь не разделяет «Сына от Матери и, поклоняясь человечеству Христову, поклоняется Богородице», от к рой он его воспринял. Эта связь как символическая связь… …   Религии народов современной России


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»